Home Page Image
Языком плаката :
КАЧЕСТВО - ЭТО ГАРАНТИЯ ПРОГРЕССА!  

ГЛОССАРИЙ

Аккредитация (лаборатории) – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.
Аккредитованная лаборатория – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.
Всеобщий менеджмент качества (TQM) – это философия организации, основанной на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству.
Декларация о соответствии – декларация поставщика о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Диверсификация качества – процесс изменений, преобразований и деятельности по управлению изменениями свойств продукта, услуги, сферы деятельности или объекта в сфере качества.
Заявитель (в области сертификации) – лицо, которое обращается с заявкой на получение сертификата о компетентности органа по сертификации.
Знак соответствия (для сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов.
Контроль качества – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам.
Контролирующий орган (для сертификации) – орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.
Лицензия (для сертификации) (сертификационная лицензия) – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.
Метод испытания – установленные технические правила проведения испытаний.
Надежность – собирательный термин, используемый для описания характеристики готовности и влияющих на нее факторов: безотказности ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.
Надзор за качеством – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью установления того, что установленные требования выполняются.
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий, необходимых для создания в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Орган по аккредитации (лабораторий) – орган, который управляет системой аккредитации лабораторий и проводит аккредитацию.
Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия.
Петля качества (спираль качества) – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Показатель качества – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.
Поставщик – сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу, и способная продемонстрировать свои возможности по обеспечению качества. Это определение применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т. д.
Потребитель – получатель продукции «предоставляемой» поставщиком.
Проверка (лаборатории) на качество проведения испытаний – установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний.
Программа качества – документа, регламентирующая конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции.
Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.
Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции определенным стандартам и техническим условиям и выдача документов, подтверждающих это соответствие.
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Система аккредитации (лабораторий) – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.
Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
Система обеспечения качества (СОК) поддерживает требуемый уровень качества при оптимальных затратах, эффективно используя технические, человеческие и материальные ресурсы предприятия, создавая уверенность потребителя в получении продукции требуемого качества.
Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения Сертификации соответствия.
Стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

 
 
     

ГОУ ВПО "Сахалинский государственный университет"
Кафедра менеджмента организации, г. Южно-Сахалинск
Автор: д.п.н., профессор Максимов Виктор Петрович, 2010

 
Hosted by uCoz